Автомобильная энциклопедия
           
ГЛАВНАЯ             ЕВРОПЕЙЦЫ            АМЕРИКАНЦЫ            ЯПОНЦЫ            КИТАЙЦЫ            КОРЕЙЦЫ            РОССИЙСКИЕ             ССЫЛКИ             КОНТАКТЫ
 
 
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ


Срубы домов из бревна недорого цены в иваново бани срубы в иваново 71 товар выгодные цены.

Главная » Американцы » Buick » Columbia Victoria

COLUMBIA VICTORIA



Columbia Victoria
Columbia Victoria
Columbia Victoria
Columbia Victoria
Ранние автомобили, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, были очень неудобны в эксплуатации. Управление и техническое обслуживание первых бензиновых «моторов» требовало от водителя недюжинной физической силы. Это в частности способствовало тому, что практически одновременно с изобретением автомобилей с двигателями внутреннего сгорания инженеры задумались над созданием машин, приводимых в движение, как сейчас бы сказали, «альтернативными источниками энергии». Сегодня мало известен факт, что в конце XIX    - начале XX века наряду с автомобилями с бензиновыми моторами многие серьезные фирмы начали параллельно выпускать машины на электрической тяге. В качестве источника энергии в них использовались аккумуляторные батареи. Одной из фирм, сделавших ставку именно на электромобили, стала американская компания Columbia из города Хартфорд в штате Коннектикут, США.Как было сказано выше, отношение в обществе к первым автомобилям было неоднозначным. Знаменитый энтузиаст и знаток автомобильного дела начала XX    века француз Бодри де Сонье в своей изданной в 1902 году книге «Основные понятия об автомобилизме», в главе «Враги автомобиля» писал: «Главную причину препятствий, которые до сих пор встречает развитие автомобилизма, следует искать в ненависти ко всяким новинкам, встречаемой в наши дни не только у диких, но и у цивилизованных народов.

Тем людям, которые в этом сомневаются, напомним о препятствиях, которые в свое время встречали пароходы и железные дороги, о тех сарказмах, которыми приветствовалось появление телеграфа и телефона, о первоначальных походах против велосипеда, ныне самого употребимого общественного экипажа, и т.д.».Замечание знаменитого француза в полной мере относилось и к представителям высших слоев общества и аристократии, включая коронованных особ. Известно, что знаменитая британская королева Виктория не любила новомодных безлошадных экипажей. Незадолго до своей кончины в 1901 году она заявила смотрителю королевских конюшен Бу-кингемского дворца: «Надеюсь, вы не допустите, чтобы какая-то из этих ужасных машин появилась в моих конюшнях»!Но вскоре взошедший на престол сын Виктории король Эдуард VII не последовал рекомендациям матери. Дело в том, что еще будучи принцем Уэльским, он очень сдружился с лордом Монтегю (тем самым, что впервые установил на свой Rolls-Royce маскот «Дух экстаза», изображавший его возлюбленную секретаршу Эленор Торнтон). Лорд Монтегю, будучи страстным автомобилистом, «заразил» этим увлечением и будущего короля Великобритании, прокатив его на своем автомобиле марки Daimler. Поэтому неудивительно, что именно эта фирма стала первым официальным поставщиком автомобилей к британскому монаршему двору. Самое интересное, что наряду с Эдуардом VII автотемой заинтересовалась и его супруга - королева Александра. Но в отличие от короля она решила приобрести себе в личное пользование экипаж на электрической тяге упомянутой выше марки Columbia. Дело в том, что к тому времени продукция этой фирмы стала широко известна в мире благодаря высокому качеству и правильно выстроенной маркетинговой политике.В начале XX века многие знаменитые люди делали свой выбор в пользу электрических машин упомянутой марки.

Электромобилями Columbia владели посол Франции в США Жюль Камбон, премьер-министр Турции Али Феррух Бей и президент США Теодор Рузвельт. Известные пионеры и энтузиасты автомобиля тоже не обошли вниманием продукцию фирмы Columbia. В историю вошел курьезный случай, произошедший с одним из будущих отцов-основателей легендарной марки Rolls-Royce - Чарльзом Стюартом Роллсом, который 26 июля 1899 года за рулем электромобиля Columbia превысил в Лондоне разрешенную скорость и завершил поездку в полицейском участке.Эта компания даже имела в Англии собственное сборочное производство и торговое представительство в самом центре Лондона, в районе площади Пи-кадилли по адресу 6, Denman Street. При этом шасси для сборки машин лондонский филиал получал из США, а кузова изготавливал самостоятельно. Именно в британском отделении фирмы и был заказан легкий электромобиль модели Victoria для королевы Александры. Он очень понравился ее величеству. В отличие от бензиновых машин, Columbia Victoria был малошумным, легким в управлении и не источал неприятных запахов выхлопных газов. Королева с удовольствием часто каталась на нем по дорожкам своей резиденции в Сандрингеме. Он так полюбился Александре, что она решила сделать дорогой подарок любимой сестре, императрице Марии Федоровне - вдове российского императора Александра III и матери Николая II. В 1901 году она приобрела в Лондоне аналогичный электромобиль и отправила его в Россию. Интересно, что на боковых поверхностях кузовов обоих электромобилей нанесены личные экслибрисы королевы Александры и императрицы Марии.Судьбы этих машин-близнецов сложились по-разному. К счастью, оба электромобиля дожили до наших дней, хотя и в различной степени сохранности: после смерти Александры в 1925 году ее Columbia Victoria попал в один из гаражей в городе Кинг-Линн, по соседству с резиденцией королевы. В 1930 году его приобрел известный британский автомобильный энтузиаст и коллекционер Ричард Нэш (не путать со знаменитым однофамильцем Фрезером Нэшем). Любопытно, что новый владелец в 1948 году сам активно использовал электромобиль, совершая на нем вояжи по магазинам. После войны езда на электротяге пришлась как нельзя кстати, так как в Великобритании бензина не хватало и действовали довольно строгие нормы его потребления.В настоящее время электромобиль королевы Александры принадлежит потомкам Ричарда Нэша, хотя и постоянно экспонируется в Британском национальном мотомузее в городе Бьюли (Beaulieu) на территории родового поместья того самого лорда Монтегю. Собственно, сын лорда Монтегю по имени Эдвард Дуглас Скотт-Монтегю в 1952 году и основал этот музей в память об отце.А вот к электромобилю Columbia Victoria нашей императрицы Марии Федоровны судьба оказалась менее благосклонна. К счастью он официально не числился в императорском гараже. В распоряжение царской семьи он поступил в 1901 году, то есть за шесть лет до его основания (в 1907-м). Вероятно, именно это и спасло электромобиль от передачи представителям новой власти в 1917 году вместе с другими царскими машинами и, как следствие, дальнейшего списания и полного уничтожения. К тому же в те времена в России не существовало (в отличие от ряда других стран) сети станций для подзарядки аккумуляторов, и электромобиль превратился для большевиков в бесполезный обездвиженный хлам.

Долго «наш» Columbia Victoria пылился на одном из складов под Санкт-Петербургом, пока в сильно разукомплектованном виде его не передали московскому Политехническому музею, предположительно в 1938 году. К этому моменту он уже пришел в удручающее состояние. Были безвозвратно утрачены электродвигатель, вольтметр-амперметр, кожаные крылья, тент, часть органов управления и ряд других деталей. Не удивительно, что в бурном водовороте трагических событий XX века, захлестнувших Россию, мало кто задумывался о сбережении такого, на первый взгляд, малоценного предмета, как старая царская не то коляска, не то разукомплектованный автомобиль, да еще с электромотором! Но, как известно, история повторяется. Направление автомобилестроения, казалось бы, навсегда утратившее актуальность, на рубеже XX и XXI веков вновь стало обретать популярность на фоне надвигающегося энергетического кризиса. В частности всерьез начало развиваться производство автомобилей с гибридными двигателями. Видимо, не за горами тот день, когда человечество найдет окончательную замену двигателю внутреннего сгорания, безраздельно господствовавшему на протяжении всего минувшего столетия. Однако это дело ближайшего, но все же будущего.Пока же вернемся к истории знаменитой в начале XX века, а ныне забытой марки Columbia. Основателем этой фирмы был известный американский предприниматель Альберт Августус Поуп. Свою первую компанию по производству бытовых изделий он создал еще в 1876 году. Одновременно он занимался инженерной деятельностью, главным плодом которой стал лично сконструированный им велосипед. Права на его производство в 1877 году приобрела компания Weed Sewing Machine Company из города Хартфорд в штате Коннектикут. А спустя три года Альберт Поуп сам приобрел эту компанию, производившую ставшие уже очень популярными велосипеды. В итоге Поуп фактически стал отцом американской велосипедной промышленности! Развив свой бизнес, к концу XIX века Альберт Поуп скупил более 40 велосипедных фирм и в 1899 году основал новую компанию - American Bicycle Company. Казалось бы, при таком успехе он мог бы уже почивать на лаврах, но его неуемный характер требовал расширения бизнеса и новых достижений. Будучи человеком передовых технических взглядов, Альберт Поуп не мог не обратить внимание на нарождающееся производство так называемых «безлошадных экипажей». Теперь он увлекся автомобильной темой и решил организовать на своей фирме еще и автомобильное подразделение. Для организации работ на новом направлении Альберт Поуп и его генеральный директор Джордж Дей в 1895 году пригласили на работу в компанию талантливого инженера Хирэма Перси Максима. Интересно, что Максим обратил на себя внимание фирмы Поупа тем, что построил на основе выпущенного ею трехколесного велосипеда-тандема моторный трицикл. Хирэм Перси Максим был сыном известного оружейника Хирэма Стивенса Максима, изобретателя пулемета. Он тоже решил стать инженером и в 1886 году закончил Массачусетский технологический институт.

Отмечу, что на заре автомобильной промышленности еще не было окончательной ясности, какое направление возьмет верх. В то время рынок экипажей с электромоторами не уступал, а возможно, и превосходил рынок машин с двигателями внутреннего сгорания! Хирэм Перси Максим больше склонялся к бензиновым моторам, хотя ранее и успел поработать в Thompson Electric Welding Company. Но вот Альберт Поуп придерживался иного мнения. Поэтому было принято решение заниматься одновременно разработками машин обоих типов и на практике определить, производство которых следует развивать в дальнейшем. Первый опытный экземпляр электромобиля под руководством Хирэма Перси Максима построили в 1895 году. А серийное производство электромобилей марки Columbia развернули в 1897-м. В этот период фирма неоднократно меняла название и подвергалась ряду слияний и преобразований. Думается, нет смысла утомлять читателей подробностями ее организационных моментов. Скажу только, что в 1897 году продукция марки Columbia стала также продаваться в Великобритании под торговой маркой City&Suburban Cars, а во Франции - под маркой L Electromotion. Здесь, наверное, еще раз уместно напомнить о покупке электромобиля королевой Александрой именно в лондонском отделении фирмы.Происхождение названия «Columbia» согласно одной версии было связано с тем, что первоначально офис компании Альберта Поупа по производству велосипедов располагался в Бостоне, штат Массачусетс, по адресу 221, Columbus Ave. По другим данным этим названием Альберт Поуп «скромно» хотел показать, что он, как и Колумб, тоже первопроходец Нового Света, только в производстве велосипедов. Косвенно этот факт подтверждается тем, что в США в конце XIX века было модно использовать слово Columbia в названиях фирм. Его присутствие ассоциировалось у потребителей с фразой «Made in USA». Кстати, слоган компании Поупа был: America’s First Bicycle, т.е. первый американский велосипед.

К выпуску автомобилей с двигателями внутреннего сгорания фирма Columbia приступила в 1900 году. Кстати, на предприятии Альберта Поупа уже в 1906-м наладили выпуск того, что мы сейчас называем «автомобилями с гибридной силовой установкой». Производство автомашин разных типов на нескольких предприятиях продолжалось до 1908 года. К несчастью, в 1909-м Альберт Поуп скончался. Впоследствии фирма пережила ряд преобразований, а в 1910 году ее целиком поглотила компания United States Motors. Но этой компании так и не удалось преодолеть накопившиеся финансовые проблемы. Банкротство стало неизбежным, и оно произошло в 1913 году, когда выпуск автомобилей полностью прекратили.Однако некоторая часть автомобилей марки Columbia разных моделей дожила до наших дней: имеется достоверная информация о двадцати пяти машинах Columbia, разбросанных по всему свету. Конечно же, они стали гордостью музейных собраний и частных коллекций, в том числе и электромобиль Columbia типа Victoria, принадлежавший семье последнего российского императора и находящийся ныне, как упоминалось выше, в коллекции Политехнического музея. «Наш» Columbia Victoria имеет значительные утраты, но гл а в н ы е элементы кузова и подвески оригинальны. К сожалению, в 2007 году машину подвергли неквалифицированной косметической реставрации, отнюдь не улучшившей ее техническое состояние. В связи с этим в настоящий момент стоит задача по полному и тщательному восстановлению царского российского Columbia Victoria! Подготовительные работы в этом направлении уже начаты сотрудниками Политехнического музея. В 2012 году делегация из Москвы по приглашению британской стороны посетила Национальный мотомузей в городе Бьюли и изучила аналогичный электромобиль королевы Александры. Также недавно сотрудникам музея удалось разыскать и приобрести подлинную запчасть - вольтметр-ампер-метр. В ближайшее время планируется начать полномасштабные работы по реставрации уникального Columbia.



 
 
© 2010, Автомобильная энциклопедия. Все права защищены.
Все марки автомобилей, энциклопедия авто, все автомобили мира.
    Яндекс цитирования