Автомобильная энциклопедия
           
ГЛАВНАЯ             ЕВРОПЕЙЦЫ            АМЕРИКАНЦЫ            ЯПОНЦЫ            КИТАЙЦЫ            КОРЕЙЦЫ            РОССИЙСКИЕ             ССЫЛКИ             КОНТАКТЫ
 
 
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ



Главная » Американцы » Kenworth » Sunbeam

SUNBEAM



Sunbeam
Sunbeam
Sunbeam
Генератора у «Санбима» не было, а зажигание обеспечивало магнето, которое несмотря на почтенный возраст и годы, проведенные в сарае без крыши, оставалось в работоспособном состоянии и не потребовало серьезных вмешательств.Зато проржавевший мотоцикл пришлось со страшной силой шпаклевать. Поршни мотора JAP объемом почти литр сделаны из чугуна, и кольца для них пришлось подгонять от советского мотоцикла ТИЗ-АМ 600. Для двигателей тех лет характерны поршневые кольца с большой высотой - около 5 мм. Поначалу я катался на «Санбиме» только по своему району - Климентовскому и Малой Ордынке. Но когда ремонт окончательно завершился, я отправился на нем в Подкопаевский переулок получать документы. Процесс прошел спокойно, и я стал обладателем мотоцикла с номерным знаком МГ 58-40 -черными буквами и цифрами на желтом фоне. Некоторое время мне удавалось достаточно успешно перемещаться на нем по Москве, ибо ОРУДовцы на мотоцикл не обращали особого внимания, если, конечно, не носиться на нем, чего на «Санбиме» делать точно было нельзя. Он, кстати, обходился без задней подвески, и потому на брусчатке изрядно трясло. Из-за этого по Красной площади, бывшей тогда проездной, я старался на нем не ездить. Он вообще был не вертлявый, не любил резких маневров и требовал более строгого управления.

Посадка на «Санбиме» была особенной. Сидишь почти на заднем колесе, спина прямая, ноги выставлены вперед, руки держат длиннющий руль. Подножки были удобными - длинными и широкими, на всю ступню, даже если она 46-го размера. В послевоенные годы такую посадку стали называть «харлеев-ской», хотя так восседали еще мотоциклисты начала XX века. У распространенных тогда трофейных BMW, DKW или Zundapp все было по-другому: ноги иод себя и корпус вперед.А еще «Санбим» был очень длинный: на полколеса длиннее «Харлея» и сантиметров на десять выше. И при этом почти в полтора раза легче! А еще у него был механический «гудок» - настоящий клаксон, сильно рычащий, если сверху надавить на зубчатую рейку. При ее движении зубчатые колесики цепляли за винтик, закрепленный на мембране, и раздавался громкий и низкий звук, сильно отличавшийся от распространенных в те годы сигналов.В бензобаке были три отделения. Два для бензина: побольше - основное, и поменьше - запасное. В крышки обоих были врезаны стеклышки, чтобы следить за расходом бензина. Третье отделение бензобака предназначалось для масла: ручным насосом оно подавалось в емкость со стеклянными стенками - «капельник», откуда масло капало в картер двигателя. Так компенсировался угар масла, ведь картер был сухим. На цилиндрах стояли краники с небольшими чашечками. В них при запуске холодного двигателя заливали бензин, потом открывали краники, и бензин проникал в цилиндр: вот таким простым способом обогащалась смесь! Заводить мотоцикл «Санбим» надо было с хода. Из-за большого диаметра цилиндров кик-стартер с трудом «проворачивал» мотор: для облегчения процесса пуска на правой стороне руля стоял рычаг декомпрессора. Он приподнимал выхлопные клапана, чтопозволяло раскрутить коленвал, потом рычаг отпускался, и мотор заводился. Выглядело это так. Выжимался декомпрессор, после чего начинался с мотоциклом разбег. Когда набиралась достаточная скорость, декомпрессор отпускался, и начинался процесс запуска. Если мотор подхватывал, надо было успеть вскочить на мотоцикл - это было нетрудно с его широченными подножками. У карбюратора «Санбима», как на мотоциклах ИЖ, были основная заслонка и дополнительная воздушная, которые управлялись ма-нетками на руле справа. А слева стояла манетка опережения зажигания с тросиком. Рычаг сцепления был слева, педаль ножного тормоза - справа. Передачи переключались рукояткой, расположенной сбоку, справа от бака.

Правда, езда на «Санбиме» не обходилась без поломок. Как-то я не то не-докачал, не то недосмотрел за маслом, и мотор заклинило. От развилки Варшавского и Каширского шоссе пешком докатил мотоцикл до Климентовского переулка. Стал разбираться: поршни не заклинило, так как они чугунные, а заклинило в бронзовых подшипниках коленвал - на малом газу он просто остановился. Разобрал, прочистил и собрал, поменял бронзовые втулки. И мой «Санбим» снова поехал!Только со временем ездить на «Санбиме» я почти перестал, перейдя сначала на К55, а потом на ИЖ56. Иногда я даже участвовал на них в мотокроссах, преимущественно зимой.Катания на «Санбиме» возобновились в 1976 году с образованием клуба «Следопыты автомотостарины» (САМС) - он начал устраивать парады исторической техники. В том же году мой «Санбим» вместе с «Пежо» привезли на ВДНХ, опять же в кузове грузовика. Там разгрузили, и я устроил показательные заезды на автомобиле и мотоцикле, который традиционно заводился с хода. Следующий выезд состоялся в 1977 году на параде на стадионе АЗЛК. Из экипировки тогда на мне был доставшийся от папы авиационный шлем, очки и кожаные краги 20-х годов. На «Санбиме» стояли довоенные московские номерные знаки, которые сохранил мой папа. К этому времени я заменил ободья и поставил бортовые покрышки 26x3,25, которые освободились при восстановлении «Пежо». Конечно, это была не родная английская резина на 28 дюймов - ее тогдабыло просто не достать, но все же времен юности «Санбима». На один из парадов на ВДНХ мне даже пришлось добираться своим ходом через всю Москву - от метро «Каховская», куда я переехал с Климентовского, и обратно!

А в 1979 году мы решили выехать на парад старинных машин в Ригу. Мой приятель Миша Баргамов сделал сцепное устройство, коллега по мотосекции МВТУ, мастер спорта по мотокроссу Самарский, предоставил прицеп. На своей машине Баргамов поехал в столицу Латвийской ССР. В Риге в составе колонны старинной техники я проехал по улицам города до гоночной трассы «Бикер-ниеки». На мне были кожаные пальто,авиационный шлем и краги на ногах -за такую экипировку мне выдали второй приз за лучший костюм эпохи, но увы, в тот раз рижане не вручали приз самому старому мотоциклу, обладателем которого я себя представлял. Зато в программу праздника входил заезд по гоночной трассе на регулярность движения: кто покажет одинаковое время прохождения двух кругов, причем, без часов и спидометра! Заезд этот выполнял Миша Баргамов. Результатов я до сих пор не знаю. Но на этих соревнованиях «Санбиму» выдали первый стартовый номер! После «Санбим» стал музейным экспонатом. По предложению начальника автомобильного отдела Политехнического музея Евгения Сергеевича Бабурина его поместили в экспозицию. Тут аутентичность моего «Санбима» стала важнее возможности ездить, и я провел кардинальные перемены. Поставил родной кожух моторной цепи вместо неоригинального от ТИЗ-АМ600, который просто прикрывал цепь, чтобы ездок не попал в нее ногой. Заново покрасил в зеленый цвет. Поставил задний светоотражатель британской фирмы Lucas. По образцу правого рычага на руле изготовил рычаг сцепления на левую сторону. Мотоцикл стал чистым и блестящим, как и положено для музея. Но жизнь сложилась так, что мне пришлось с ним расстаться. Его вывезли из Политехнического музея, и последний раз я видел свой бывший «Санбим» на «Автоэкзотике» 2008 года. Дальнейшая судьба этого мотоцикла мне не известна.



 
 
© 2010, Автомобильная энциклопедия. Все права защищены.
Все марки автомобилей, энциклопедия авто, все автомобили мира.
    Яндекс цитирования