Автомобильная энциклопедия
           
ГЛАВНАЯ             ЕВРОПЕЙЦЫ            АМЕРИКАНЦЫ            ЯПОНЦЫ            КИТАЙЦЫ            КОРЕЙЦЫ            РОССИЙСКИЕ             ССЫЛКИ             КОНТАКТЫ
 
 
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ



Главная » Европейцы » Bugatti » Bugatti Туре 35

BUGATTI ТУРЕ 35



Bugatti Туре 35
Bugatti Туре 35
Считается, что Туре 35 ведет родословную от Туре 13 - гоночного автомобиля, созданного Бугатти еще в 1910 году. К слову, Этторе тогда было всего 29 лет. Маленький автомобиль с четырехцилиндровым мотором объемом 1397 см3 выдавал 30 «лошадей», отличался устойчивостью на дороге и отменной управляемостью. На прямом участке его еще можно было обогнать, но на повороте противник мог и вылететь с трассы! Большинство европейских гоночных маршрутов изобиловало крутыми виражами, так что всерьез тягаться с машинами Бугатти не мог никто. За то же гонщики потом полюбят и Туре 35. Уже в 1911 году механик Эрнст Фридрих занял на Туре 13 второе место на гонке в Ле-Мане, уступив монстроподобному Fiat, которым управлял опытный Виктор Эмери. Победа оказалась скорее моральной, сразу принеся новоявленной марке мировую известность. До начала Первой мировой войны появились и тот самый подковообразный радиатор, и рядный восьмицилиндровый мотор. Эльзас тогда был немецким, поэтому на время военных действий Бугатти уехал в Италию, закопав в землю три свои лучшие модели. Вернулся он уже в Эльзас французский, выкопал машины и продолжил свою работу. В 1921-м все те же довоенные Type 13 заняли первые четыре позиции на гонке в Брешии, и в честь этого модель назвали ее именем - Brescia.

Со временем появились и свежие конструкции. В 1921 году новый регламент Гран-При ограничил объем мотора двумя литрами, поэтому каждый выкручивался, как мог. Сперва Бугатти создал восьмицилиндровые Туре 28 и Туре 30, ставшие модернизацией довоенных наработок - добавились тормоза на передние колеса, причем с гидроприводом. Но и это не добавило успеха ни в Индианаполисе, ни на Гран-При Франции. Потом появился Туре 32 по прозвищу Tank, едва не убивший всю репутацию марки - новаторский понтонный кузов на большой скорости создавал подъемную силу, что в сочетании с короткой базой сильно затрудняло управление. Пришлось вернуться к проверенным годами пропорциям. Модель с индексом Туре 33 так и осталась на бумаге, a Bugatti Туре 34 - это вообще авиационный мотор, созданный по заказу французского правительства. И только в 1924-м маэстро Этторе наконец представляет свой шедевр - Bugatti Туре 35.

Восемь цилиндров суммарным объемом 1991 см3 обслуживали 24 клапана -по два впускных и один выпускной, приводимых одним верхним распределительным валом. Мотор выдавал 100 л.с. при 5000 об/мин, достаточных для максимальной скорости 184 км/ч. Новшеств в этой машине было не счесть. Блок цилиндров отливался из алюминиевого сплава, из него же были сделаны литые диски колес с запрессованными в них тормозными барабанами. Сквозь прорези в трубчатой передней оси прохо-дили рессоры - верх изящества конструкторской мысли, а изготовление такой оси требовало от кузнецов «высшего пилотажа». Кокпит был двухместным, так как правила Гран-При в дополнение к водителю требовали еще и механика. Посадка обоих получилась высокой - на всех фото голова пилота сильно выдается над чисто символическим ветровым стеклом. Весила машина всего 750 кг.Дебют состоялся на Гран-При Французского автомобильного клуба 3 августа 1924 года в Лионе. Бугаттти выставил на гонку пять машин, но надежды отыграться за провалы предыдущих лет не оправдались. Три машины заняли седьмое, восьмое и одиннадцатое места, причем восьмым пришел уже знакомый нам Эрнст Фридрих. А лидерами гонки тогда стали Alfa-Romeo и Delage. В победители имел шансы вырваться на Bugatti Жан Шассань, но его подвели британские шины Dunlop, и в итоге он стал седьмым.Первую серьезную победу на Туре 35 одерживает итальянец Мео Константи-ни на Targa Florio 1925 года, он же будет первым и в следующем. Еще трижды Bugatti не будет сходить с первого места пьедестала этой сумасшедшей гонки: чемпионами станут Эмилио Матерасси в 1927-м и Альбер Диво в 1928 и 1929 годах. После этого до 1935 года у себя на родине будет лидировать Alfa-Romeo. Гонка на Сицилии и тогда была одной из тяжелейших - три круга по 148 км под палящим солнцем в дорожной пыли, из которой на трассу норовили выскочить местные жители. В 1928 году на «Тарге» за рулем Bugatti погиб Пьетро Бордино - ударил колесом выскочившую перед ним собаку, потерял управление и свалился в реку. На той же Targa Florio 1928 года, сменяя друг друга на пит-стопах, шли к финишу Ченек и Элишка Юнковы, занявшие пятое место, лишь немного уступив Луи Широну, который пришел четвертым, и тоже на Bugatti!

Гоняться вдвоем чехам Юнковым долго не пришлось - в июле того же 1928 года Ченек разбился на Гран-При Германии. Его гибель описал в мемуарах «Господа, дамы и моторы» руководитель гоночной команды Mercedes-Benz Альфред Нойба-уэр: «У Верзайфена, где люди облепили трассу, как виноградины, в поворот храбро входит синяя Bugatti и исчезает в направлении Брайтшайда. Юнек снова сменил свою жену. Теперь он хочет доказать, что умеет гоняться лучше нее. Он не хочет оставаться в тени Элизабет. В Брайтшай-де, самом низком месте Нюрбургрин-га, поворот идет с понижением. Юнек ни на миллиметр не убирает газ. Он что, с ума сошел? Люди машут платками, ликуют - но крик восторга замирает и превращается в крик ужаса... Машина проносится сквозь поворот, шины визжат на высокой ноте, почти со страхом. Юнек отчаянно дергает руль, но машина больше ему не подчиняется... Потом грохот, поднимается пыль, летят комья земли... и все затихает. Там в овраге лежит машина. Все четыре колеса беспомощно и пусто вращаются в воздухе». Но это уже случай из разряда «машина не виновата» - хорошая управляемость Туре 35 лишь добавляла гонщику самоуверенности.В адрес же самого Этторе Бугатти мемуарист Нойбауэр был щедр на комплименты, что было вдвойне приятно, так как исходили они от соперника - в таких и искренности больше, и уважения: «На старте III Гран-при Германии стоят 34 машины. На мачтах развиваются флаги Англии, Франции, Италии, Чехословакии и Германии. Этторе Бугатти, знаменитый конструктор, вызвал Mercedes-Benz на бой. Он прислал на Нюрбургринг 17 машин. Я знаю: это будет борьба до последнего. Ведь великий Бугатти кое-что понимает в гоночных автомобилях. С тех пор, как он 20 лет назад основал свою фирму в Мольсхайме в Эльзасе, он построил всего пару тысяч машин. Но они -это что-то особенное! Нужно сказать, что итальянец по рождению и француз по собственному выбору Бугатти родом из семьи скульпторов. Не удивительно, что каждая Bugatti, покидавшая его завод, это настоящее произведение искусства. Цены соответствующие: за быструю восьмицилиндровую машину с компрессором на стол монсеньора Бугатти тогда надо было выложить около 35 ООО марок».

Хотя моторы Туре 35 и его модификаций не отличались особой мощностью, варьировавшей от 60 до 140 л.с., именно эта модель почти целое десятилетие доминировала на гонках благодаря отличной управляемости, прочности и надежности. Всего Бугатти создал еще восемь версий, так или иначе связанных с базовым 35-м типом: 35А, 35С, 35Т, 35В, 37, 37А, 39 и 39А. Как правило, каждая из них создавалась под регламент определенного соревнования. Упоминаемый Нойбауэром компрессор стоял на модели 35С. Нагнетатель Roots увеличил мощность до 120 л.с., а скорость перевалила за 200 км/ч. На Type 35С были выиграны два Гран-При Франции в 1928 и 1930 годах, причем на последнем Филипп Этан-селен вырвал победу не у кого-нибудь, а у Bentley 41/2 Litre Тима Биркина!Версия с литерой «А» в обозначении была упрощенным вариантом базового Туре 35 с менее мощным мотором, развивавшим всего 75 «сил». За это 35А прозвали Tecla по имени француза-ювелира, делавшего искусные имитации драгоценностей. Специально для сицилийской Targa Florio подготовили Тур 35Т с увеличенным до 2260 см3 мотором, что дало небольшой прирост в мощности и скорости. На его базе сделали и компрессорный вариант, первоначально именовавшийся 35ТС, но потом ставший 35В, самым мощным и быстрым из всех -140 л.с. и 210 км/ч. Англичанин Уильям Гроуэр-Уильямс занял на нем первое место на Гран-При Франции 1929 года. Ограничения по объему мотора убрали из регламента в 1928 году, введя ограничение по весу - 750 кг.Двумя годами ранее ограничивали объем мотора полутора литрами. Так появились Туре 37 с четырехцилиндровым двигателем в 1496 «кубов» и мощностью 60 л.с., а также его 90-сильная версия 37А с компрессором. И еще Туре39 и 39А, подогнанные под объем 1,5 л, но уже с «восьмерками» под капотом.С 1931 года Туре 35 на гоночных трассах сменил Туре 51 и его модификации. Началось все хорошо - Луи Широн победил на Гран-При Франции и Гран-При Монако, но «пятьдесят первый» не стал столь же результативным, как Туре 35, и дело было вовсе не в его технических характеристиках. Последней победой Bugatti стал Гран-При Бельгии 1934 года, когда Рене Дрейфус за рулем Туре 59 занял первое место. Уже со следующего года все призовые места стали занимать «серебряные стрелы» Mercedes-Benz и Auto Union, щедро поддерживаемые самим рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером. Фюрер германской нации тогда заявил, что «без автомобильной программы нет будущего для национал-социализма»! Иногда на пьедесталы прорывалась Alfa-Romeo, субсидируемая Бенито Муссолини, но такое случалось редко. Времена Bugatti безвозвратно ушли, уступив место большой политике в большом автомобильном спорте.  





 
 
© 2010, Автомобильная энциклопедия. Все права защищены.
Все марки автомобилей, энциклопедия авто, все автомобили мира.
    Яндекс цитирования