Автомобильная энциклопедия
           
ГЛАВНАЯ             ЕВРОПЕЙЦЫ            АМЕРИКАНЦЫ            ЯПОНЦЫ            КИТАЙЦЫ            КОРЕЙЦЫ            РОССИЙСКИЕ             ССЫЛКИ             КОНТАКТЫ
 
 
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ



Главная » Российские » ГАЗ » ГАЗ-64

ГАЗ-64



ГАЗ-64
ГАЗ-64
ГАЗ-64
Идея лёгкого автомобиля-разведчика его заинтересовала. Согласно переписке по опытным работам ГАЗ им. Молотова, 1 февраля 1941 года в адрес НКСМ (наркомат среднего машиностроения) пришло письмо Тягунова с просьбой изготовить к 15 апреля опытные автомобили «по образцу американского „Пигмея"». В Москву вызвали ведущего конструктора ГАЗ-61 В.А. Грачёва, которого принял у себя нарком среднего машиностроения В.А. Малышев. Он ознакомил ведущего специалиста СССР по полноприводным автомобилям с американскими публикациями и дал указание сделать такую же машину.Здесь следует сделать ремарку насчёт истории, что Грачёв якобы делал «Бантам». Действительно,Bantam BRC60 на одной из первых фотографий автомобилей этого класса поднимается по лестнице Капитолия. Но в статье в Automotive Industries был изображён вовсе не он, a Ford Pygmy. Кстати, оба эти прототипа имели одинаковые мосты, колёса, колёсную базу и раздаточные коробки. Да и в Automotive Industries обе машины назывались «Пигмеями».

Уже 3 февраля в экспериментальном цехе ГАЗа начались работы над новинкой. Исходных данных для постройки «советского „Пигмея"» оказалось не много: помимо базы и колеи ещё тип кузова, размер колёс и мощность двигателя.В итоге автомобиль, получивший заводской индекс ГАЗ-64, максимально использовал узлы и агрегаты серийных моделей из города Горького. Двигатель и коробку взяли от грузовика ГАЗ ММ, чуть изменённую раздатку - от ГАЗ-61. Передний мост тоже позаимствовали у ГАЗ-61, укоротив полуоси и их кожухи. Таким же изменениям подвергся задний мост от ГАЗ-11. Колёсные диски «дал» ГАЗ-Ml, только шины на них надели от ГАЗ-А. Часть деталей, включая карбюратор, взяли от КИМ-10! На получившееся Ford Pygmy * Именно эта стала прооб шасси установили кузов. Самое забавное, что его тип тогда определили как «тачанка» с вырезами вместо дверей. Первый опытный образец, подобно такому же опытному Ford Pygmy, не получил мягкого складного верха. Как и на американском прообразе, экипаж ГАЗ-64 должны были составлять три человека, из них один - пулемётчик. Позади передних сидений мог ставиться вертлюг под пулемёт ДС.

Опытный образец ГАЗ-64 закончили в начале апреля 1941 года. Вообще-то этот автомобиль задумывался Грачёвым как более мощная и «дальнобойная» альтернатива мотоциклу с коляской. Но на НИИБТ «Полигон» в Кубинке высокие чины из ГАБТУ КА зачем-то заставили его таскать 45-мм противотанковую пушку («сорокапятку») вместе с артиллерийским передком! Сравнивали его с Tempo G1200 и даже с ГАЗ-61, начисто забыв, что это машины разных классов. Словно, перефразируя Жванецкого, решили проверить, какой он моряк - советский «Пигмей».Не счесть «издевательств», которым подвергся с 17 по 20 апреля 1941 года бедняга прототип! Всего он проехал 776 километров, из них 126 по бездорожью. Кататься детищу Грачёва пришлось в пик таяния снегов, что придало испытаниям колорит внедорожного трофи. Автомобиль отправили штурмовать болотную жижу вперемешку со снегом, в которую превратилась и без того малопроходимая просёлочная дорога! Напомню, что «обут» первый ГАЗ-64 был в обычные шины от легкового ГАЗ-А, и только в наиболее сложных местах на колёса надевали цепи.Но даже в таких условиях этот автомобиль показал себя на Высоте! Полностью гружёный ГАЗ-64 успешно преодолевал места, где пройдёт не всякийразъясняется, зачем нужны эти машины танк. Вдобавок оказалось, что ГАЗ-64 способен идти по снегу глубиной до 250 мм, что примерно соответствует возможностям малых танков Т-40 и Т-60! Когда те же самые упражнения повторили вместе с зацеплённой за фаркоп 45-мм противотанковой пушкой с артиллерийским передком, результат был тот же - машина продолжала упорно двигаться по весенней распутице. Военные решили было проверить максимальную глубину преодолеваемого брода, но «игрушку» внезапно отобрали и увезли обратно в Горький.


Машину Грачёв еле отстоял, ибо даже Тягунов, выступавший инициатором идеи, склонялся к закрытию программы в пользу АР-НАТИ. Испытания этой второй разработки показали, что если она и выигрывает у ГАЗ-64, то немного. Кроме того, у детища Грачёва появился неожиданный союзник - маршал Кулик. Ещё в конце апреля 1941 года он написал письмо Малышеву о том, что потребность в машинах такого типа у Красной армии большая, и ГАЗ-61 их не заменяет, а дополняет. На одних военных, впрочем, всю ответственность перекладывать не стоит. ГАЗ-64 действительно требовал массы доработок как по конструкции шасси, так и по кузову. Уже к июню 1941 года модель значительно улучшили. Кузов по сравнению с опытным образцом претерпел радикальные изменения. Полностью переделана передняя часть, изменены дверные проёмы, появились тент, брезентовые «двери» и запасное колесо. Серьёзной перетряске подверглось шасси.Согласно записке маршала Кулика, к июню ГАЗ должен был изготовить пять машин улучшенной версии. На практике же построили всего одну. Связано это с тем, что судьба ГАЗ-64 всё еще была под вопросом, и на тот Автомобиль ГАЗ-64 момент АР-НАТИ вырывался вперед. Автомобиль должен был пройти совместные испытания в качестве артиллерийского тягача, но на практике ГАЗ-64 в них не участвовал. Грачёв на своём детище колесил по окрестностям Горького, обкатывая конструкцию машины. А 22 июня началась война...24 июня 1941- года вышло постановление СНК СССР №1742750сс. Согласно ему к 15 августа Горьковский автозавод обязывался изготовить два экземпляра улучшенного ГАЗ-64. Машина предполагалась в двух вариантах - командирском и разведывательном. К 20 августа обе доставили в Москву. Одну из них снова испытали в качестве тягача «со-рокапятки». А заодно решили поглядеть, что будет, если за неё зацепить 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2. Машинка выдержала и такие издевательства, правда, на бездорожье сошники пушки ЗИС-2 пахали землю.

Без лишних проволочек ГАЗ-64 приняли на вооружение, серийное производство началось незамедлительно. Уже по состоянию на 31 августа 1941 года изготовили и сдали военной приёмке 42 машины, а за сентябрь - 190. Всего же за 1941 год удалось построить 524 ГАЗ-64, из них 12 - в декабре.Направлялись ГАЗ-64 в разведывательные подразделения. К примеру, на одну танковую бригаду выделялось три ГАЗ-64. Не брезговали «советским,,Пигмеем“» и генералы. Согласно документам, по одному ГАЗ-64 получили начальник ГАБТУ маршал Я.Н. Федоренко и армейский комиссар Н.И. Бирюков. А маршал Г.И. Кулик получил аж три ГАЗ-64!Но уже в ноябре 1941-го объёмы выпуска ГАЗ-64 резко снизились и в декабре застопорились окончательно. К тому моменту ГАЗ стал ведущим заводом по производству лёгких танков, ряд его цехов заняли выпуском реактивных мин и иной военной продукцией, что и стало причиной сворачивания производства.ГАЗ-64 вполне мог разделить участь ГАЗ-61, но оказалось, что шасси «Пигмея» крайне необходимо для других целей. Ещё в июле 1941 года Грачёв сам начал разработку лёгкого бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-64. Опытную машину построили в январе 1942-го, а в марте бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-64 (первоначальный индекс ЛБ-64), успешно прошёл испытания. 13 мая 1942 года первые серийные БА-64 отправились с завода в войска. Про ГАЗ-64, впрочем, на время пришлось забыть.


Почти сразу после получения Грачёвым задания на разработку ГАЗ-64 с предложением разработать аналогичную машину обратился коллектив НАТИ. Уже в марте 1941 года был готов технический проект, а в мае опытные образцы, получившие обозначение АР-НАТИ (автомобиль-разведчик разработки НАТИ), вышли на испытания. В переписке ГАБТУ эта машина тоже именовалась «пигмеем» - «Пигмеем НАТИ». Технически автомобиль во многом повторял конкурента. В облике АР-НАТИ явно угадывался Ford Pygmy вплоть до того, что на эскизном проекте присутствовала дуга, огибающая заднюю часть кузова «американца». Как и опытный ГАЗ-64, первый АР-НАТИ не оснащался тентом - его получил уже второй опытный образец, отличавшийся конструкцией капота. Изюминкой машины НАТИ стал двигатель с «плавающей» мощностью двигателя. Благодаря установке второго карбюратора, подключаемого при необходимости, мощность временно возрастала до 59 л.с. Кроме того, на АР-НАТИ с самого начала стояли шины с внедорожным протектором, что давало преимущество на бездорожье. Машина разработки НАТИ смотрелась лучше ГАЗ-64. Но одно дело испытания, а другое - производство. К тому же АР-НАТИ стал позиционироваться только как арттягач, и это была роковая ошибка. Сравнительные испытания с ГАЗ-61-416 всё расставили по местам, и АР-НАТИ в итоге так и остался в двух экземплярах.Первую машину 1942 года выпустили только в июле. В августе собрали ещё две, а всего до конца года изготовили 67 автомобилей. Ещё три сделали в 1943 году, и на этом производство Г’АЗ-64 прекратилось. Выпущенные за 1942-1943 годы машины применялись исключительно как артиллерийские тягачи, и лишь малая их часть - в качестве командирских. К тому времени главной командирской машиной РККА стал автомобиль родом из-за океана.



 
 
© 2010, Автомобильная энциклопедия. Все права защищены.
Все марки автомобилей, энциклопедия авто, все автомобили мира.
    Яндекс цитирования