Автомобильная энциклопедия
           
ГЛАВНАЯ             ЕВРОПЕЙЦЫ            АМЕРИКАНЦЫ            ЯПОНЦЫ            КИТАЙЦЫ            КОРЕЙЦЫ            РОССИЙСКИЕ             ССЫЛКИ             КОНТАКТЫ
 
 
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ



Главная » Российские » ГАЗ » ЗиС-101

ЗИС-101



ЗиС-101
ЗиС-101
ЗиС-101
ЗиС-101
Своей школы изготовления подобных моделей в стране не было, поэтому за основу решено было взять американские аналоги. Первая в СССР попытка создать легковой автомобиль высшего класса была предпринята в 1933 году на ленинградском заводе «Красный Путиловец». Построенные автомобили «Л-1», очень похожие по конструкции на модель 32-90 Buick 1932 года, широко пропагандировались в отечественной прессе как большая победа советских рабочих, но тема продолжения не имела. Работы было приказано свернуть, завод занялся иной продукцией, а задание по разработке аналогичного автомобиля передали на московский Завод им. Сталина, где как раз разворачивалась масштабная реконструкция.Разработку нового автомобиля возглавил главный конструктор завода Евгений Иванович Важинский. Для начала он решил ознакомиться с конструкцией автомобиля «Л-1»: два экземпляра были доставлены в Москву. Стало ясно, что автомобиль этот новую, выпущенную в 1933 году, модель «бьюика» 33-90 с самой длинной базой. Машину полностью разобрали, но стали не слепо копировать, а «творчески переосмыслять». А для этого изучили ещё двадцать американских автомобилей высшего класса, специально закупленных в Штатах. Поэтому ЗиС-101 нельзя назвать прямой копией какой-либо заокеанской модели - это, скорее, собирательный образ, попытка взять всё лучшее, что было к тому времени в американской технике.

Так, конструкцию рулевого механизма и механические тормоза с вакуумным усилителем подсмотрели у «паккарда». А двигатель решили делать по образцу «бьюика» - восьмицилиндровый, рядный, верхнеклапанный. Надо сказать, что это оказалась единственная отечественная конструкция такого типа! Коленчатый вал получил противовесы и гаситель крутильных колебаний, в систему охлаждения встроили термостат. Стартёр двигателя оборудовался электромагнитным реле включения. Система питания состояла
из бензовакуумного насоса (который не только перекачивал бензин, но и создавал разрежение, необходимое для работы стеклоочистителя) и двухкамерного карбюратора с восходящим потоком смеси и подогревом отработавшими газами. Ходовая часть обеспечивала комфорт пассажиров за счёт длинных рессор и рычажных амортизаторов двухстороннего действия.

Кузов тоже хотели было скопировать с «бьюика», но он не нравился заводским кузовщикам. Руководителю кузовных работ Ивану Фёдоровичу Герману удалось убедить Лихачёва разработать альтернативные варианты. В итоге построили четыре макета в натуральную величину, ставшие различными комбинациями удачных решений американских кузовов.Кузов, пожалуй, самая сложная часть этого автомобиля. Каркас насчитывал десять сортов древесины! Изготовление его требовало большой доли ручного труда при том, что автомобиль предполагалось выпускать конвейерным способом. Технологии того времени не позволяли использовать гигантские штампы для производства цельной стальной крыши, к тому же её конструкция должна была позволять кузову небольшие деформации. Поэтому обширный проём в её середине закрывался деревянной решёткой, обшитой утеплителем и дерматином. Вдобавок в каркас этого проёма была встроена антенна, поскольку ЗиС-101 впервые в СССР оснащался штатным радиоприёмником.внешне устарел. Тогда на ЗиС привезли Своего опыта разработки подобных кузовов на заводе не существовало, поэтому обратились к американской кузовостроительной фирме Budd из Филадельфии, считавшейся ведущей в области промышленного кузовостроения. По пути в Америку Иван Алексеевич Лихачёв побывал ещё и во Франции и по своей инициативе заказал рисунки нового кузова в кузовном ателье Chausson.

В ценах тех лет наша страна уплатила фирме Budd почти полтора миллиона долларов. И получила взамен добротно выполненную на батисте документацию - несколько тысяч чертежей, - а также сложную оснастку: штампы для кузовных панелей и лонжеронов рамы, сварочные кондукторы для кузова, специальные станки и другое оборудование. Для образца из Америки прибыли два собранных за океаном готовых кузова на американском шасси. Ещё полмиллиона долларов СССР заплатил фирме Hamilton Foundry and Machine Company из Огайо за прессы для листовой штамповки.В марте 1936 года закончили сборку первого шасси. Степень ответственности за автомобиль была огромна, и Лихачёв решил совершить на шасси без кузова пробную поездку до Подольска и обратно, всего около 70 км. Погода стояла холодная, и Лихачёв заболел.17 марта 1936 года в Кремле продемонстрировали новый автомобиль ГАЗ-Ml. А 29 апреля состоялся второй показ советских легковых автомобилей. Так, начиная с ГАЗ-Ml и ЗИС-101, «высокие смотрины» предсерийных машин в Кремле стали традицией.

29 апреля 1936 года два ЗИС-101, Cadillac 1934-го и Buick Roadmaster 1936-го в качестве зарубежных аналогов показали в Кремле И.В. Сталину, В.М. Молотову, Л.М. Кагановичу, С. Орджоникидзе, Н.С. Хрущёву, В.И. Межлауку, А.И. Микояну, В.Я. Чубарю. ЗиСы понравились, но Сталин предложил обустроить в салоне поперечную перегородку. Он сказал: «Когда стекло внутри поднято, шофёр оказывается как бы в отдельной кабине. Это особенно удобно в случаях перевозки больных или детей.Шофёр может открывать окна в своей кабине, не беспокоя при этом пассажиров». То есть пожелал превратить автомобиль,спроектированный как седан, в лимузин! Также ему не понравились дворники, установленные по-старомодному «сверху». Ещё он предложил изменить наклон спинок откидных сидений - страпонтенов, переместить плафоны внутреннего освещения с задней части салона в центр и перенести их выключатель ближе к пассажиру, чтобы он мог дотянуться до него, не вставая. Не понравилась ему и носовая фигурка в виде «птицы», позаимствованная у зисов-ского автобуса. «Всё загранице подражаете? - спросил вождь. - Почему бы вам не сделать красный флажок с маленькой звёздочкой? Пусть все видят, что это именно советский автомобиль. Как по-вашему, товарищ Лихачёв?»

И уже 1 мая 1936 года состоялся второй показ в Кремле ЗиС-101. Теперь привезли три автомобиля с тремя вариантами накапотных фигурок. Скульптуре тяжёлого развивающегося знамени Сталин предпочёл скромный хромированный флажок со звёздочками из алой эмали. Любопытно, что этот маскот предложил никакой не художник, а рабочий арматурного цеха, выигравший заводской конкурс. После устранения замечаний ЗиС-101 был рекомендован к серийному производству.Машина получилась тяжёлой, весом порядка 2,5 т, но при этом прочной. Известен случай, когда зимой на Бульварном вались так: водительское отделение и обивки передних дверей - чёрной или коричневой кожей, пассажирский салон и обивки задних дверей - дорогим сукном, как правило, зеленоватого или серого цвета. Некоторые автомобили полностью обивались сукном, другие - полностью кожей. В каркасах сидений каждая пружина индивидуально обшивалась тканевым противоскрипным мешочком.В водительском отделении были часы, плафон освещения, перчаточные ящики, а пассажирское оснащалось страпонтена-ми, откидной подножкой для седоков дивана, поручнями на перегородке, на некоторых машинах в перегородке красовались вторые часы. На окнах - опускные рулонные шторки, с потолка свешивались плетёные рукоятки. Небольшая часть машин оснащалась внутренним телефоном для связи с водителем при поднятом стекле перегородки (модификация ЗиС-101Л). Рамки окон были стальные, но окрашивались поддерево. Невиданный советский шик!

Однако в сравнении с зарубежными аналогами наша машина была тяжелее на 600-700 кг, а 90-сильный двигатель был для неё явно слабым. Выпуск ЗиС-101 готовился в большой спешке, и многие технологии были не отработаны, что стало причиной постоянного брака и частых поломок. Никого, например, кольце Москвы ЗиС-101 занесло на трамвайных путях и он снёс большой участок чугунных ограждений, после чего остановился, врезавшись в дерево. От удара в руках водителя сломался руль, и управлять машиной (когда её вытащили) пришлось, вращая единственную уцелевшую спицу рулевого колеса. Но автомобиль вернулся на базу своим ходом!Салон был по тем временам очень комфортабельный. Большинство ЗиС-101 обшине удивлял разный диаметр цилиндров двигателя. Регулярно выходили из строя клапанные пружины. Очень быстро снашивались накладки тормозных колодок, тем более что в механическом приводе тормозов стоял вакуумный усилитель. Подводили смежники: отказывали детали электрооборудования, приводы спидометров, радиоприёмники. В октябре 1937 года в журнале «За рулём» были опубликованы сразу две критические статьи, посвящённые качеству автомобиля. Впоследствии большую часть проблем удалось решить, а в 1940 году началось изготовление модернизированной версии ЗиС-101А, которая отличалась как внешним видом, так и рядом изменений в конструкции.

Изначально большая часть машин предназначалась для обслуживания госучреждений - например, одну из первых партий ЗиС-101 получила автобаза Наркомата тяжёлой промышленности. Для таких автомобилей был характерен строгий чёрный цвет. Тем не менее ещё в процессе подготовки к производству опытные экземпляры красились в разные цвета с целью отработки гаммыокраски. Известно, что для участия в испытательном пробеге Москва - Ленинград, который состоялся в конце мая - начале июня 1936 года, было подготовлено пять опытных ЗиС-101, окрашенных в разные цвета: чёрный, коричневый, тёмно-синий, голубой и зелёный. Позже, уже в серийном производстве, часть машин, предназначенных для работы в московском такси, красили в более яркие цвета. Эти автомобили использовались главным образом в качестве маршруток, перевозивших пассажиров по Бульварному и Садовому кольцам столицы. К лету 1938 года их количество превысило сотню. По свидетельству-ветерана московского такси Евгения Васильевича Рыжикова, в 1936 году в московские таксопарки стали поступать ЗиС-101 не только чёрного, но также голубого, жёлтого и вишневого цветов. Кстати сказать, во время Великой отечественной войны ЗиС-101 голубого цвета был предоставлен в качестве служебного автомобиля командующему авиацией дальнего действия Александру Евгеньевичу Голованову. Возможно, это была одна из бывших машин такси, поскольку вряд ли в тот момент стали бы специально перекрашивать кузов в такой «антимаскировочный» цвет.Всего же с 1936 года по 1940-й было построено 8077 ЗиС-101 (с 1940 по 1941-й ещё 675 ЗиС-101А). При большом везении его можно было даже выиграть в денежно-вещевую лотерею, хотя просто так в частные руки до войны они не продавались.Кроме закрытых кузовов, на заводе было изготовлено два открытых ЗиС-101 с кузовами «кабриолет» и «фаэтон». Разница между ними заключалась в том, что у первого в дверях размещались полноразмерные опускаемые стёкла, в то время как у второго при поднятом тенте боковины закрывались съёмными шторками с прозрачными целлулоидными вставками. Оба открытых экземпляра, в отличие от серийного автомобиля, получили задние двери, навешенные не на задние, а на средние стойки кузова.

В центральных городах на базе ЗиС-101 в разное время построили некоторое количество автомобилей «Скорой медицинской помощи», которые отличались отсутствием багажной решётки и люком в задней стенке кузова, что позволяло загружать внутрь носилки с больным. Примечательно, что, хотя конструкция санитарного кузова была разработана непосредственно на Заводе им. Сталина, строились такие кузова ремонтными предприятиями непосредственно по заказу медицинских учреждений. Например, на Московской базе «Скорой помощи».Активная жизнь ЗиС-101 оказалась недолгой. Автомобили, пережившие войну, с появлением ЗиС-110 массово списывались с правительственных и министерских автобаз. Часть машин из центральных городов передавалась в области, некоторые переделывались в санитарные, причём с полной заменой задней части кузова, то есть «лимузин» превращали в «универсал». Поскольку запасных частей не хватало, особенно по двигателю и коробке передач, для автохозяйств, где продолжалась эксплуатация ЗиС-101, были разработаны инструкции по замене оригинального двигателя с коробкой передач на аналогичный силовой агрегат от грузовиков ГАЗ-51 или Studebaker. К концу 50-х годов прошлого века оставшиеся на ходу автомобили перекочевали в руки частных владельцев, и небольшое количество ЗиС-101 в разном состоянии дожило до сегодняшних дней. Несколько машин удалось восстановить до оригинального состояния. Вот только высшее руководство страны на ЗиС-101 так никогда и не ездило...



 
 
© 2010, Автомобильная энциклопедия. Все права защищены.
Все марки автомобилей, энциклопедия авто, все автомобили мира.
    Яндекс цитирования