Автомобильная энциклопедия
           
ГЛАВНАЯ             ЕВРОПЕЙЦЫ            АМЕРИКАНЦЫ            ЯПОНЦЫ            КИТАЙЦЫ            КОРЕЙЦЫ            РОССИЙСКИЕ             ССЫЛКИ             КОНТАКТЫ
 
 
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ



Главная » Новости » Crossley Motors

CROSSLEY MOTORS



Революция спутала все карты: производство так и не началось, Лебедев эмигрировал, а его предприятие в дальнейшем выросло в Ярославский государственный автомобильный завод. На ЯГАЗе в 20-30-е годы делали грузовики, автобусы и троллейбусы, и в настоящее время весь модельный ряд в виде рисунков-граффити изображен на его бетонном заборе. Только предприятие называется теперь ОАО «Автодизель». Есть на заборе и «Лебедь», срисованный с этого фотоснимка. Предание гласит, что якобы один автомобиль на заводе Лебедева все же удалось построить. Сам Владимир Александрович будто разъезжал на нем сначала по Ярославлю, а потом и по Таганрогу! Естественно, этот рассказ «соединился» с фотографией, тем более что человек за рулем похож на Лебедева - тот тоже был с усами и носил котелок.

На деле же автомобиль на фото не имеет к «Лебедю» никакого отношения! Во-первых, он не похож на прототип - Crossley 20/25НР. Разная форма радиаторов, лонжеронов рамы, расположение поперечной рулевой тяги, крепление задней рессоры. Все это оказалось другим в сравнении с чертежами «Лебедя». А при внимательном рассмотрении снимка в его левой части заметен указатель со стрелкой, нетипичный для России.Разгадка нашлась в РГВИА - Российском государственном военно-историческом архиве. Автомобиль на снимке - британский Napier. Оригинальный снимок находится в папке о заказе автомобилей - фонд 802, опись 4, дело 1233, лист 14. Там же и фото грузовиков Napier, предполагавшихся для выпуска на заводе Лебедева. В другом деле нашелся не менее интересный документ. 5 октября 1915 года Акционерное общество воздухоплавания «В.А. Лебедев» отправило в общую Подготовительную комиссию при особом совещании заявление о готовности начать производство автомобилей: «Для установления правильной технической организации производства моторов и автомобилей Обществом был командирован за границу директор моторного отделения инженер граф А.А. Мордвинов. Выяснилось, что наиболее подходящими фирмами, с технической помощью которых можно быстро приступить к изготовлению русских автомобилей суть: французская Роше-Шнейдер и английская Нэпир. Эти типы автомобилей показали себя на русском фронте с наилучшей стороны». Но ни с Rochet-Schneider, ни с Napier Лебедев договоров так и не заключил.

А наладил сотрудничество с Crossley Motors, Ltd - легковая и санитарная модели должны были производиться под маркой «Лебедь». Десятая часть из 1500 машин могла быть собрана в Ярославле из английских деталей. Но вот собрали ли в России хотя бы одного «Лебедя» - пока неизвестно. Также все еще окутана тайной причина замены Napier на Crossley. Есть лишь документ, что русские офицеры остались недовольны автомобилями Napier. В 1916 году Временная техническая комиссия при Русском правительственном комитете в Лондоне проводила испытания машин этой фирмы. Вот такая запись сделана в журнале комиссии № 6 от 28 октября: «В 3-х и IV2-TOH-ных грузовиках механизм сцепления негоден, поперечные скрепления рамы слабы, применение червячной передачи нерационально для наших условий, подвеска коробки скоростей неудачна; легковые шасси настолько низки, что они не в состоянии ходить на фронт, и этот недостаток по заявлению фирмы не может быть исправлен. Кроме того, данные работы машин Непир на фронте показывают, что они для нас негодны». Такой нелестный отзыв британской продукции дал капитан Василий Робертович Вреден, служивший в автомобильных войсках Русской императорской армии. И, как указано в протоколе, «комиссия признает, что машины Непир - IV2 и 3-тонные грузовики и 4- и 6-цилиндровые легковые -непригодны для наших условий».Однако и выбранные Лебедевым автомобили Crossley в русской армии, откровенно говоря, недолюбливали! Строительство и оборудование завода в Ярославле уже шло полным ходом, когда 9 декабря 1916 года на заседании в Императорском Российском автомобильном обществе генерал-майор Кривошеин поднял вопрос о том, кто «может взять на себя нравственную ответственность за то, что автомобиль, построенный по чертежам, представленным заводом Лебедева, будет вполне пригоден для службы на русском фронте». Главной претензией оставался все тот же низкий дорожный просвет, а «нравственную ответственность» на себя так никто и не взял.

Добавлено: 16.10.2013



 
 
© 2010, Автомобильная энциклопедия. Все права защищены.
Все марки автомобилей, энциклопедия авто, все автомобили мира.
    Яндекс цитирования