Автомобильная энциклопедия
           
ГЛАВНАЯ             ЕВРОПЕЙЦЫ            АМЕРИКАНЦЫ            ЯПОНЦЫ            КИТАЙЦЫ            КОРЕЙЦЫ            РОССИЙСКИЕ             ССЫЛКИ             КОНТАКТЫ
 
 
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ



Главная » Новости » Переезд штутгартского музея Porsche

ПЕРЕЕЗД ШТУТГАРТСКОГО МУЗЕЯ PORSCHE



Часть техники из фондов штутгартского музея Porsche собрались перевозить в новое, гораздо более вместительное хранилище. Ни для кого не секрет, что в определённом смысле музейные запасники интереснее собственно экспозиции. Отчасти причиной тому - ореол таинственности: вход в музей открыт каждому, а крут людей, имеющих доступ в фондохранилище, весьма узок. И не случайно, что многое повидавший маститый французский историк Серж Беллю (с этим человеком мы оказались в числе приглашённых на «большой штутгартский переезд») с нескрываемым любопытством наблюдал происходящее. Итак, вы уже поняли, что целью поездки в славный германский город Штутгарт стало знакомство с новым хранилищем, а не посещение музея Porsche. Нет, собственно, в музее мы, разумеется, тоже побывали , но запасник ведь гораздо таинственнее и потому притягательнее...



И вот что предстало нашему взору по прибытии на место (снаружи здание нового запасника представители Porsche попросили не фотографировать): новое хранилище - это очень большой, очень чистый гараж с правильными (в смысле сохранности уникальных экспонатов) климатическими условиями. По какому принципу сюда попадают машины? Проще всего ответить на примере гоночных - в каком-то смысле здесь собрались болиды-неудачники (автомобили, добившиеся серьёзных спортивных успехов, красуются на музейных подиумах). Но, поверьте, в свете прошедших лет это отнюдь не делает их менее интересными! Кроме того, в запасники попадают все (или почти все) образцы серийной продукции - как правило, это либо самый первый или самый последний автомобиль серии (либо машина с большими нулями в порядковом номере). Некоторые автомобили примечательны тем, что принадлежали членам обширного клана Порше-Пьехов. Или знаменитостям. Нам, например, показали кабриолет Porsche-911 (993), недавно выкупленный заводом у Хулио Иглесиаса. Наконец, запасник - прибежище всевозможных экспериментов, подчас тупиковых. В музей они попадут разве что на какую-нибудь специализированную выставку, чтобы лишний раз не будоражить умы почитателей марки и попусту не тревожить канонический образ Porsche. За те несколько часов, что мы провели в новом запаснике музея Porsche, его «экспозиция» заметно выросла. Причём уникальные экспонаты прибывали не только на автовозах, но и приезжали своим ходом (благо погода в день «переезда» была теплой и солнечной, а расстояние не слишком большим).

ПЕРВЫЙ СПОРТ-ПРОТОТИП PORSCHE


В1966 году в рамках группы 4 FIA было построено 50 экземпляров Porsche 906/8. Их главным отличием стала пространственная трубчатая рама (сначала хромонсилевая, а затем - алюминиевая). Инициативу проектирования машины приписывают внучатому племяннику Фердинанда Порше - молодому амбициозному инженеру Фердинанду Пьеху. В 1966-м он возглавит отдел перспективных разработок, а в 1968-м - всю конструкторскую работу и будет курировать автоспорт. В 1971 году из-за разногласий с Фердинандом по поводу расходования средств на автоспорт Пьех уйдет в Audi. Как и другие спортивные Porsche, 908-й сохранил индекс с нулём посередине, в то время как серийный автомобиль 901 вынужден был превратиться в 911 из-за протеста, пода-ного компанией Peugeot. Автомобиль на снимке предназначен для горных гонок «подъём на холм». На машине установлен восьмицилиндровый оппозитный мотор, что и отражено в индексации. На болиде установлен восьмицилиндровый оппозитный мотор, что отражено в индексации - 906/8. Нагрузку на ведущую ось увеличивал импровизированный спойлер в виде... вертикаль-ноторчащей пластины из плексигласа. Перед заездами она выдвигалась на необходимую высоту и закреплялась несколькими болтами. Автомобиль сохранился в нереставрированном виде, включая даже рекламные наклейки спонсоров. Интересно, что изначально 908-й получил колёса на пяти шпильках, что для гонок было неудобно: при смене колеса приходилось отворачивать и заворачивать обратно пять гаек. На данном образце -крепление центральной гайкой. Его, как и 13-дюймовые легкосплавные колёса типа «Формула 1», и некоторые другие детали подвески позаимствовали у... гоночной команды Lotus.

PORSCHE КАК У ДЖЕЙМСА ДИНА

Модель Porsche 550/1500RS дебютировала в 1953 году на Парижском автосалоне. В сущности это была первая успешная гоночная машина компании (RS - Rennsport, гоночный спорт). Автомобиль отличался среднемоторной компоновкой, а его 1,5-литровый четырёхцилиндровый «оппозит» с двумя распредвалами в каждой головке цилиндров развивал 110 л.с.По настоянию американского импортёра Максимилиана Хоффмана в США эту модель называли Porsche Spyder (всего кузовное ателье Wendler из Рётлингена изготовило 69 открытых кузовов для Spyder). Автомобиль побеждал в «24 часах Ле-Мана» в классах 1.1 и 1,5 л, опережая гораздо более мощные машины в Carrera Panamericana, Mille Miglia и даже получил за свои способности прозвище «убийца гигантов». По злой иронии на автомобиле именно этой модели 30 сентября 1955 года разбился американский киноактер и поп-идол Джеймс Дин. Он собирался поучаствовать на подобном автомобиле в гонках в Салинасе. Но по дороге на гонку Дин с механиком врезались в сворачивающий с дороги Ford (его водитель был признан невиновным). Кстати, если бы Дин был пристегнут, то остался бы жив. И вот ещё историче-скийфакт: Porsche 550 Spyder очень низкий автомобиль (высота - 1015мм). В этой связи можно вспомнить рассказ заводского пилота Porsche Ганса Херрманна о том, как на гонке «Милле Милья» 1954 года он проехал под закрытым железнодорожным шлагбаумом..

ПОСАДОЧНЫЙ PORSCHE

Проект «вечного» автомобиля FLA (Forschungsprojekt-Langzeit-Auto). Внутризаводское обозначение Porsche Тур 296. Впервые был представлен на Франкфуртском автосалоне 1973 года именно в таком «зарешеченном» виде. На самом деле это даже не авто-мобиль, а посадочный макет. В инжиниринговом центре в Вайсзахе посадочные макеты, позволяющие оценить удобство салона для водителя и пассажиров, в те годы изготавливали в виде поставленной на колёса оболочки, в которой учитывались все сечения и толщины. Но Тур 296 - это не только кузов: 2,5-литровый четырёхцилиндровый «тихоходный» (75 л.с. при 3500 об/мин) двигатель FLA располагался сзади. Коробка передач - 3-ступенчатая автоматическая. Все узлы модели были рассчитаны на максимальную долговечность. FLA задумывался какавтомобиль,способный прослужить 20 лет! Тогда в Porsche считали, что кругооборот материалов в производстве, ремонте и утилизации вызывает непроизвольное расходованиетрудовых затрат. Наивные, они не представляли, что очень скоро возобладает маркетинговая концепция «программируемого износа».

PORSCHE ДЛЯ  <ДЛИННЫХ > ГОНОК


Несмотря на зализанную внешность и низкую посадку, среднемоторные спорт-прототипы Porsche 910 (1966-1967 гг.) могли участвовать как в кольцевых гонках, так и в соревнованиях, проводимых на дорогах общего пользования (например, гонках «Тарга Флорио» в Сицилии). В зависимости от назначения автомобиль оснащался либо 2-литровым оппозитным шестицилиндровым двигателем Тур 901/21 мощностью 220 л.с., либо 2,2-литровой оппозитной «восьмёркой» Тур 771/0 мощностью 270 л.с. (оба мотора имели традиционное воздушное охлаждение). Моторы были взяты от Porsche 906 - модели, от которой можно вести отсчёт славной плеяды спортпрототипов марки. В основе 910-го спорт-прототипа лежит лёгкая, но прочная пространственная рама из тонкостенных труб, накрытая стеклопластиковой «скорлупой». Оболочка весила примерно 130 кг, а заправленная машина с шестицилиндровым мотором - всего 600 кг. 910-я отличалась 13-дюймовыми колёсами с креплением центральной гайкой как у «Формулы 1» (у 906-й было 5 гаек). Колёса отливались из магниевого сплава. Модель 910 принесла марке первую крупную победу в «длинных гонках». На «1000 км Нюрбургринга» 28 мая 1967 года стартовало шесть машин - потри с шести- и с восьмицилиндровыми моторами. Из-за обрыва клапанов сошли две «восьмёрки», а оставшаяся заняла 4-е место. Зато «шестицилиндровые» заняли весь пьедестал! Версии для гонок «подъём на холм» были максимально облегчены: топливный бак всего на 15 л, генератор снят, рама - из алюминиевых труб. Всего было построено 29 спортпрототипов Porsche 910/8 и 910/6.

АВТОМОБИЛИ ДРУГИХ МАРОК

Что же касается Austro-Daimler ADM 10/40PS выпуска 1923 год (одного из старейших автомобилей заводского собрания), то эта машина дорога заводу тем, что на фирме Austro-Daimler техническим директором служил Фердинанд Порше. Для своего времени автомобиль отличался прогрессивным двигателем с верхним расположением распределительного вала. Вал приводился в движение при помощи Koenigswelle - вертикального валика, вращаемого зубчатой передачей от коленчатого вала (такой тип привода газораспределительного механизма сохранится на гоночных болидах Porsche серии 906/907/908/910).Впрочем, с данным Austro-Daimler не всё до конца ясно. Некоторое время назад он фигурировал как ADM II10/45PS. В чём, спрашивается, подвох? Дело в том, что ADM II выпускался с 1925 года, а в 1923-м Фердинанд Порше покинул компанию Austro-Daimler.

ИЗ СООБРАЖЕНИЙ ЛОГИСТИКИ

Мы решили перевести запасники в новое хранилище из соображений логистики. Это помещение находится всего в пяти минутах ходьбы от Porsche museum. С другой стороны, теперь все исторические машины, запасные части, равно как и двигатели будут под одной крышей. До недавнего времени это хранилось по трём разным адресам. Но нужно понимать, что это будет именно хранилище. Проводить здесь экскурсии мы не планируем. Для этого существует музей. У этого помещения другое назначение. Наша коллекция прибываете каждым годом. Мы обязаны пополнять её каждой новой разработкой компании, чтобы и через 20 лет журналистам было о чём писать. И всё же некоторых интересных образцов всё ещё недостаёт. Так, совсем недавно собрание пополнилось 911 Targa 1968 года с мягким верхом. Что же касается восстановления экспонатов, то по-прежнему будет заниматься мастерская при музее. Sleeping beauties, наши «спящие красавицы», из нового хранилища войдут ещё не в одну специализированную экспозицию нашего музея. В нынешнем году мы запускаем таких две, в том числе «40 лет дизайну Porsche». Вот завершим переезд и подумаем, какие ещё темы можно будет раскрыть та к, чтобы удивить посетителей музея.

PORSCHE С ДЛИННЫМ И КОРОТКИМ ХВОСТОМ

Как и другие спортпрототипы Фердинанда Пьеха, Porsche 908существовал в исполнении Langsheck (длиннохвостый) и Kurzheck (с коротким хвостом). «Короткие» машины предназначались в основном для гонок по извилистым трассам, а «длинные» - для Ле-Мана, Монцы, Себринга и Спа-Франконша-на. Ещё на модели 907 рулевую колонку переместили направо,поскольку на «24 часа Ле-Мана», политически наиболее важной для завода гонке, трасса закручивается по часовой стрелке. Кроме того, в боксах пилотам удобнее меняться, вылезая справа. Правда, было неудобно запрыгивать в машину во время знаменитого «лемановского старта» со спуртом пилотов через стартовую прямую, но и тут инженеры придумали «фишку». Замок зажигания перенесли под левую руку. С тех пор он располагается так у всех моделей Porsche.

В 1968 году FIA изменила правила для спортпрототипов группы 6, после чего Porsche установила на 908-ю самый свой крупный мотор - 3-литровую оппозитную «восьмёрку» мощностью 350 л.с. Поскольку двигатель стал исключительно восьмицилиндровым, машины начали обозначать по серии: 908-01, 908-02, 908-3. С этой моделью связано и беспрецедентное решение Фердинанда Пьеха распродавать часть машин из заводской конюшни в частные команды. Побудительные причины ясны - на рубеже 1960-1970 годов завод остро нуждался в средствах. Кроме того, Пьех знал, что ни одна частная команда не обойдет заводскую. Наконец, 908-я была далеко не самым удачным спортивным болидом - машину постоянно преследовали поломки коленвала и валиков привода газораспределительного механизма. В ноябре 1969 года одну из машин продали киностудии Solar Productions для съёмок знаменитого «Ле-Мана» со Стивом Маккуином в главной роли. А в 1969 году Гансу Херману не хватило буквально 120 метров, чтобы обойти на финише Ле-Мана Ford GT40. Таким образом, нужно констатировать, что Porsche-908 хоть и не прославился, как Porsche-917, но прожил удивительно долгую для спортпрототи-па жизнь. А в 1980-м один из усовершенствованных образцов 908-03 (2,2 л, 500 л.с.) победил в «1000 км Нюрбургрин-га»! Представленная в хранилище машина имеет индекс 908-01К (шасси №9). На ней экипаж Герхард Миттер/Лодовико Скарфьотти квалифицировался на «1000 км Нюрбургринга» 1968 года третьим, но сошёл из-за поломки шасси.

PORSCHE, ПОБЕДИВШИЙ В «24 ЧАСАХ ЛЕ-МАНА»

На этом Porsche 924 Carrera GTR в 1981 году экипаж Манфред Шурти (Лихтенштейн) и Энди Роуз (Великобритания) пришёл 11-м в общем зачёте и первым в классе IMSA/GTO в гонке «24 часа Ле-Мана». 2 л рабочего объёма, 4 цилиндра, серийный чугунный блок от модели 924Turbo и стандартный же алюминиевый карданный вал. Плюс турбонаддув, впрыск топлива Kugelfisher и интеркулер. А в результате - 375 л.с. при массе 975 кг! Чтобы прототип попал на старт, потребовалось выпустить омологацион-ную партию из 400 машин, построили всего 17.

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ

ВАЗ-2108,1984 год. Мало кто сегодня помнит, что автомобиль назывался «Спутник». Чаще употреблялось экспортное название Lada Samara. А находится данный автомобиль в запаснике по той причине, что модель создавалась при непосредственном участии компании Porsche. Заказчиком работ выступало внешнеторговое объединение «Автопромимпорт». Немцы практически заново создали коробку передач, подвеску и рулевой механизм. Так же был глубоко усовершенствован двигатель, оптимизирована конструкция кузова, акустика и электрооборудование. Помимо этого были сделаны серьёзные предложения по сокращению массы автомобиля.В Porsche работа над ВАЗ-2108 получила название «проект Гамма». Отчётный период: февраль 1980 - май 1984 года. Помимо испытаний в различных климатический условиях на территории СССР образцы проходили проверку песками Алжира и перевалами Мон-Венту на юге Франции. По неподтверждённым данным, СССР тогда заплатил Porsche сумму эквивалентную 25 млн евро. Руководство Porsche даже предлагало разместить на клапанной крышке «Спутника» надпись Designed by Porsche, но наши отказались: у советских собственная гордость. Интересная деталь - дверные ручки ВАЗ-2108/09 полностью взаимозаменяемы с ручками Porsche-924 (рассказывают, что автор этой идеи шеф-дизайнер Porsche Анатолий Фёдорович Лапин).

РЕКОРДНЫЙ PORSCHE

Машина построена на основе специальной модели Porsche 924 GTP/GTR. При взгляде на модель обращают на себя внимание наружные панели кузова, выполненные из стеклопластика. Скруглённые закраины колёсных < арок снижают завихрения воздуха, а диффузор в задней части направляет воздушный поток мимо зоны разряжения (выхлопная труба выведена из переднего крыла для облегчения машины).
Для снижения массы и аэродинамического сопротивления было пожертвовано стеклоочистителями и даже колпачками ступиц колёс. Топливный бак - увеличенной ёмкости. К сожалению, представители музея не дали никаких дополнительных комментариев по этому автомобилю, сославшись на то, что он попал в коллекцию недавно и никакой документации пока отыскать не удалось.

КИТАИСКИИ PORSCHE

Projekt С88 (С - от China, а 88 - не год разработки, а счастливое для китайцев сочетание цифр). Машину показали на Пекинском автосалоне в 1994 году (Porsche одним из первых начал совместные проекты с Поднебесной). На разработку машины ушло всего четыре месяца. К работе привлекли двух китайских инженеров, а «китайские мотивы» были использованы в оформлении. Планировались три версии машины: двухдверный хетчбэк стоимостью порядка $6500, двух- или четырёхдверный универсал или комби за $9000 и седан за $12 ООО. Автомобиль оснащён 1,1-литровым рядным четырёхцилиндровым мотором. В зависимости от числа клапанов в головке (восемь или шестнадцать) он выдавал 47 или 68 л.с. Специалисты Porsche учли и плохое качество китайских дорог - у автомобиля большой дорожный просвет и 15-дюймовые стальные колёса с шинами высокого профиля. Ежегодно планировалось выпускать от 300 до 500 тыс. С88, однако планам не суждено было сбыться.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ PORSCHE

Наверное, самый странный экспонат в запаснике - тренировочный автомобиль типа «багги» с использованием узлов и агрегатов серийного Porsche-911 (даже колёса на задней оси - знаменитые легкосплавные кованые Fuchs-rad фасона, придуманного в 1966 году для Porsche в мастерской Отто Фукса из Мейнерцхагена). Мощная пространственная клетка из хромонсилевых труб способна защитить пристегнутого водителя при опрокидываниях. В роли бензобака используется обычная 20-литровая канистра (её для лучшей развесовки расположили спереди справа). На номерной табличке различима надпись: Sportfahrschule, «Школа спортивного вождения».

PORSCHE СКРЫТОГО БРОНИРОВАНИЯ

Чем меньшего размера автомобиль, тем в более сложную задачу превращается установка скрытой защиты. А заднемоторная компоновка Porsche 911 серии 996 её только усложняет. Кроме того, увеличение массы критично для спортивных моделей. Но инженеры Porsche справились блестяще: даже стоя вблизи машины, трудно догадаться, что она защищена бронёй. Разумеется, такая защита спасёт от пистолетных пуль с низкой дульной энергией, а от «Калашникова» и снайперской винтовки - вряд ли. Впрочем, никаких подробностей: проект всё ещё находится под грифом «секретно». Поэтому гостям сообщили одну единственную подробность - масса автомобиля увеличилась до 2 тонн.

МОЛОДЁЖНЫЙ PORSCHE


Porsche 984 - это экспериментальный родстер с жёсткой складной крышей, оппозитным четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 2 л мощностью 150 л.с. и полноприводной трансмиссией. Машина проходила под условным названием Junior Porsche - «молодёжный Porsche». Работы над проектом велись с 1984 по 1987 год. Вы спросите, чем закончилась эта затея? Двигатель переместили из передней части в базу, и в результате получилась... серийная модель Boxster! Новое хранилище буквально на наших глазах наполнялось новыми механическими сокровищами. Какие-то машины заезжали в ангар своим ходом, какие-то закатывали сотрудники. Кстати, помнится, что хранитель заводской коллекции Клаус Бишоф в своё время жаловался на то, что молодежь не слишком интересуется техникой и он скоро останется единственным работником компании, кто умеет ездить на всех экспонатах - от тракторов до гоночных болидов. Так вот, судя по всему положение понемногу выправляется - несколько молодых ребят в форменной одежде довольно лихо выгнали из трейлера сначала трактор, затем болид для длинных гонок, а затем не пошедшие в серию прототипы. И всё же многого нам не показали. Напрашивается вывод: Porsche продолжает оставаться самой закрытой из всех автомобильных компаний. i?W




Добавлено: 12.11.2012



 
 
© 2010, Автомобильная энциклопедия. Все права защищены.
Все марки автомобилей, энциклопедия авто, все автомобили мира.
    Яндекс цитирования